Алхимия появилась
еще в античные време- на. Алхимия, или, фактически
, "предхимия" античных времен началась
с имен таких древних мудрецов и мыслителей как
Гер- мес Трисмегист("трижды магистр",
"трижды величайший"), Ге- бер, Комариус,
Авиценны(Ибн Сина) и другие. Именем Гермеса алхимию,
а впоследствии и ряд других "тайных"
наук, "закры- тых" для непосвященных,
так и назавали - "герметическими". Под
"европейской" алхимией в первую очередь
понимается средневековая алхимия стран латинской
культуры. В античные времена слабо развитая техника
и недостаток веществ не поз- воляли еще проводить
многие процессы. В Древнем Риме, напри- мер, естественно-научные
вопросы вообще не привлекали боль- шого внимания.
Заимствованные от греков сведения химического
характера содержат, в частности, два сочинения
древних римлян(I век) "Медицинские материалы"
у Диоскорида, и "Естественная исто- рия"
у Плиния. К тому же, в конце III века император
Диокле- тиан приказал - сжечь все алхимические
рукописи, в частнос- ти, чтобы предотвратить подделку
золота. В тяжелый для Европы период раннего средневековья
влечения людей, были направлены, вполне естественно,
к поискам средств пропитания и обогащения. Однако,
вместо естественно- научных школ появился ряд
школ богословия и философии, объ- явилось множество
"магов" и алхимиков, пытающихся создать
благородные металлы из неблагородных. Для этого
времени характерны такие имена-псевдонимы как
Василий Валентин , Евгений Филалет(Воен) и прочие.
На магическую сторону алхимии большей частью обращала
вни- мание церковь. Алхимию запрещали. Призывы
не заниматься ал- химией содержались, например,
в булле папы Иоанна XXII. Зап- реты исходили от
Альфонса X Кастильского и различных других князей
и муниципальных правителей. Запрещения, однако,
не имели большой силы, поскольку убеж- дение что
золото можно приготовить искусственно, постоянно
поддерживалось среди населения всевозможными,
подчас созна- тельно рганизованными, слухами м
"свидетельствами" тех, кто видел реальный
процесс "создания золота". Неудивительно,
что целый ряд церковных деятелей старого времени
также, тайно или явно - занимались алхимией: Альберт
Великий, Фома Аквинский, папа Бенедикт II и пр.
В монастырях самостоятельно производили краски,
лекарства, порох, пыта- лись изготовлять и "алхимическое
золото". На практическую сторону обращали
внимание князья и короли, Август II в Польше,
Фридрих II в Германии, Франц I в Авс- трии, Генрих
VI, Эдуард II, Карл I, Елизавета - в Англии, Филипп
IV Красивый во Франции - Карл VII и многие другие
мо- нархи использовали знания алхимиков, в частности,
для созда- ния фальшивого золота и фальшивой монеты.
Некоторые увлекались алхимией всерьез. Так Фридрих
III, король Дании, истратил в течение своего 20-летнего
правления многие миллионы талеров на алхимические
опыты. В более позднее время, при вынужденном
росте математики, медицины, промышленной техники
появились более значительные для науки и крупные
величины, такие как Ван-Гельмонт(сл.), Теофраст
Парацельс и т.п. Тем не менее, с приближением
XVIII-XIX века стало ясно, что алхимик-одиночка
никогда не сможет многого добиться. Но- вичкам
приходилось, всякий раз начинать заново, отдельные
"удачи" делания золота обрастали легендами.
К этому времени военный раздел Европы был окончательно
за- кончен, однако большое количество недовольных
своим положе- нием лиц привело к появлению нескольких
огромных тайных об- ществ, протянувших "щупальца"
во все страны. Одним из путей притока средств
там первоначально рассмат- ривали создание "Философского
Камня" и "алхимического золо- та".
Автоматически, появились "союзы" алхимиков,
повились странные крейсирующие по Европе одиночки,
словно "рекламиру- ющие" изготовляемое
ими "алхимическое" золото и, видимо,
"вербующие" очередных членов в свои
тайные общества сухопут- ных "джентльменов
удачи". Такими были, видимо, Ласкар, Сето-
ний и некоторые другие. Фактически нет свидетельств,
чтобы кто-то из алхимиков и впрямь получил огромное
состояние на производстве алхимичес- кого золота.
Имелись, разумеется, отдельные удачливые люди,
но рано или поздно, и они попадались на обмане,
как напри- мер, Брагадино, Келли и пр., кончали
жизнь в тюрьме или на позолченной виселице, как
фальшивомонетчики. Более поздние исследования
показали, что надувательства или случайный самобман
присутствуют крайне часто. Химик Э.Ф. Жоффруа
в своем докладе 1722 года перед Парижскй Академией
Наук разоблачил ряд типовых хитростей алхимиков-шарлатанов.
Другой французский химик, Ж.Б.А.Дюма расшифровал
некоторые алхимические рукописи, выявив - либо
полную практическую неприменимость "рецептов",
либо - чисто химические ошибки, сделанные алхимиками.
Еще более поздний период показал, что небольшие
остатки золота могут содержатся и в рудах и в
"чистых" металлах из них выплавляемых.
Наглядный пример тому - курьезные случаи с М.Гомбергом,
Каппелем и другими. Появление понятия "химический
элемент", составление первых "триад"
элементов и классификационных таблиц(как зачатков
"Периодической таблицы"), точность и
наглядность математи- ческих рассчетов для химических
реакций очень быстро низ- вергло алхимию с ее
расплывчатой терминологией и символика- ми, далеко,
на самое дно научных дисциплин. И, тем не менее,
алхимия не умерла. Вернее сказать, не умер, и
никогда не умрет "алхмический подход",
т.е. тот спе- цифический подход к объекту, который
еще крайне мало иссле- дован логиками и кибернетиками,
момент исследования объекта когда лишь только
еще "прощупываются" его Входы-Выходы
и Взаимосвязи между этими Входами-Выходами. В
химии, первое, это - свойства веществ, второе
- внутренняя структура. Пер- вое - определяется
достаточно быстро и просто, второе - мед- ленно
и сложно. "Алхимический" подход характеризуется,
в частности, приме- нением особых "Методов
исследования причинных связей", иначе - методов
Бэкона-Милля(см.напр. Кондаков Н.И."Логический
словарь -справочник". М.: Наука, 1975), применительно
к ко- торым химические объекты на редкость показательны.
Поэтому, успешно похоронив "предметную"
алхимию, нужно помнить, что "хоронить"
логику алхимии - преждевременно. По- жалуй, наоборот,
следует очень внимательно всмотреться в те верные
и ошибочные выводы, которые когда-то она сделала.
Всмотреться, понять и - научиться применять в
столь не прос- той современной работе.
|