кабинет
В библиотку e-mail Гостевая книга Хоббитон

*История алхимической науки*

Алхимия появилась еще в античные време- на. Алхимия, или, фактически , "предхимия" античных времен началась с имен таких древних мудрецов и мыслителей как Гер- мес Трисмегист("трижды магистр", "трижды величайший"), Ге- бер, Комариус, Авиценны(Ибн Сина) и другие. Именем Гермеса алхимию, а впоследствии и ряд других "тайных" наук, "закры- тых" для непосвященных, так и назавали - "герметическими". Под "европейской" алхимией в первую очередь понимается средневековая алхимия стран латинской культуры. В античные времена слабо развитая техника и недостаток веществ не поз- воляли еще проводить многие процессы. В Древнем Риме, напри- мер, естественно-научные вопросы вообще не привлекали боль- шого внимания. Заимствованные от греков сведения химического характера содержат, в частности, два сочинения древних римлян(I век) "Медицинские материалы" у Диоскорида, и "Естественная исто- рия" у Плиния. К тому же, в конце III века император Диокле- тиан приказал - сжечь все алхимические рукописи, в частнос- ти, чтобы предотвратить подделку золота. В тяжелый для Европы период раннего средневековья влечения людей, были направлены, вполне естественно, к поискам средств пропитания и обогащения. Однако, вместо естественно- научных школ появился ряд школ богословия и философии, объ- явилось множество "магов" и алхимиков, пытающихся создать благородные металлы из неблагородных. Для этого времени характерны такие имена-псевдонимы как Василий Валентин , Евгений Филалет(Воен) и прочие. На магическую сторону алхимии большей частью обращала вни- мание церковь. Алхимию запрещали. Призывы не заниматься ал- химией содержались, например, в булле папы Иоанна XXII. Зап- реты исходили от Альфонса X Кастильского и различных других князей и муниципальных правителей. Запрещения, однако, не имели большой силы, поскольку убеж- дение что золото можно приготовить искусственно, постоянно поддерживалось среди населения всевозможными, подчас созна- тельно рганизованными, слухами м "свидетельствами" тех, кто видел реальный процесс "создания золота". Неудивительно, что целый ряд церковных деятелей старого времени также, тайно или явно - занимались алхимией: Альберт Великий, Фома Аквинский, папа Бенедикт II и пр. В монастырях самостоятельно производили краски, лекарства, порох, пыта- лись изготовлять и "алхимическое золото". На практическую сторону обращали внимание князья и короли, Август II в Польше, Фридрих II в Германии, Франц I в Авс- трии, Генрих VI, Эдуард II, Карл I, Елизавета - в Англии, Филипп IV Красивый во Франции - Карл VII и многие другие мо- нархи использовали знания алхимиков, в частности, для созда- ния фальшивого золота и фальшивой монеты. Некоторые увлекались алхимией всерьез. Так Фридрих III, король Дании, истратил в течение своего 20-летнего правления многие миллионы талеров на алхимические опыты. В более позднее время, при вынужденном росте математики, медицины, промышленной техники появились более значительные для науки и крупные величины, такие как Ван-Гельмонт(сл.), Теофраст Парацельс и т.п. Тем не менее, с приближением XVIII-XIX века стало ясно, что алхимик-одиночка никогда не сможет многого добиться. Но- вичкам приходилось, всякий раз начинать заново, отдельные "удачи" делания золота обрастали легендами. К этому времени военный раздел Европы был окончательно за- кончен, однако большое количество недовольных своим положе- нием лиц привело к появлению нескольких огромных тайных об- ществ, протянувших "щупальца" во все страны. Одним из путей притока средств там первоначально рассмат- ривали создание "Философского Камня" и "алхимического золо- та". Автоматически, появились "союзы" алхимиков, повились странные крейсирующие по Европе одиночки, словно "рекламиру- ющие" изготовляемое ими "алхимическое" золото и, видимо, "вербующие" очередных членов в свои тайные общества сухопут- ных "джентльменов удачи". Такими были, видимо, Ласкар, Сето- ний и некоторые другие. Фактически нет свидетельств, чтобы кто-то из алхимиков и впрямь получил огромное состояние на производстве алхимичес- кого золота. Имелись, разумеется, отдельные удачливые люди, но рано или поздно, и они попадались на обмане, как напри- мер, Брагадино, Келли и пр., кончали жизнь в тюрьме или на позолченной виселице, как фальшивомонетчики. Более поздние исследования показали, что надувательства или случайный самобман присутствуют крайне часто. Химик Э.Ф. Жоффруа в своем докладе 1722 года перед Парижскй Академией Наук разоблачил ряд типовых хитростей алхимиков-шарлатанов. Другой французский химик, Ж.Б.А.Дюма расшифровал некоторые алхимические рукописи, выявив - либо полную практическую неприменимость "рецептов", либо - чисто химические ошибки, сделанные алхимиками. Еще более поздний период показал, что небольшие остатки золота могут содержатся и в рудах и в "чистых" металлах из них выплавляемых. Наглядный пример тому - курьезные случаи с М.Гомбергом, Каппелем и другими. Появление понятия "химический элемент", составление первых "триад" элементов и классификационных таблиц(как зачатков "Периодической таблицы"), точность и наглядность математи- ческих рассчетов для химических реакций очень быстро низ- вергло алхимию с ее расплывчатой терминологией и символика- ми, далеко, на самое дно научных дисциплин. И, тем не менее, алхимия не умерла. Вернее сказать, не умер, и никогда не умрет "алхмический подход", т.е. тот спе- цифический подход к объекту, который еще крайне мало иссле- дован логиками и кибернетиками, момент исследования объекта когда лишь только еще "прощупываются" его Входы-Выходы и Взаимосвязи между этими Входами-Выходами. В химии, первое, это - свойства веществ, второе - внутренняя структура. Пер- вое - определяется достаточно быстро и просто, второе - мед- ленно и сложно. "Алхимический" подход характеризуется, в частности, приме- нением особых "Методов исследования причинных связей", иначе - методов Бэкона-Милля(см.напр. Кондаков Н.И."Логический словарь -справочник". М.: Наука, 1975), применительно к ко- торым химические объекты на редкость показательны. Поэтому, успешно похоронив "предметную" алхимию, нужно помнить, что "хоронить" логику алхимии - преждевременно. По- жалуй, наоборот, следует очень внимательно всмотреться в те верные и ошибочные выводы, которые когда-то она сделала. Всмотреться, понять и - научиться применять в столь не прос- той современной работе.

 

Хостинг от uCoz